Выдающийся советский психолог Л.С.Выгодский [1] составил наглядную схему совместной деятельности родителей и детей: «Чем больше сегодня малыш делает вместе со взрослым, тем больше он завтра будет делать сам».
Психиатры и нейробиологи Вашингтонского университета констатировали чёткую зависимость: у детей заботливых матерей гиппокамп (структура мозга, играющая ключевую роль в формировании памяти, обучении и защите от стресса) на 10% больше, чем у детей, страдавших от недостатка родительского внимания в раннем детстве [3].
Ребёнку намного радостнее делать всё, если рядом то же самое делает мама. Активность мамы во время занятий служит малышу примером. Словесную команду, данную издалека, малыш часто игнорирует, вызывая досаду мамы. Но, подражание – основной метод обучения в раннем возрасте. Связывать просьбу взрослого и свои действия ребенку ещё предстоит научиться. Комментарии мамы во время совместной деятельности помогут малышу в этом.
Для детей этого возраста интересен пример именно родителей. Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для малыша тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию [2]. Поэтому близость мамы (или другого родного человека) на занятиях неоценимо. Педагог организует пространство, учит маму помогать малышу, подсказывает образы, подыскивает подход к каждому ребёнку. Но главный помощник всё-таки мама!
Ровесники им пока не особенно интересны. Но нам не известно, в какой момент этот интерес появится, поэтому наличие сверстников необходимо.
Помимо физического развития занятия в студии позволяют малышу мягко адаптироваться к чужим людям и новому пространству – ведь рядом мама! Если возникли какие-то опасения, всегда есть возможность «отсидеться» на ручках, понаблюдать со стороны и убедиться в безопасности. Изобретательность мамы, придумавшей начать выполнение упражнения с ребёнком на руках, помогает малышу незаметно для него спустится на пол, влиться в общую группу.
Любое движение, которому научится малыш на занятии, является осознанным. А, значит, обучая малыша владеть собственным телом, мы развиваем его мозг.
До трех лет длительная память только формируется. Поэтому каждое новое упражнение нужно повторять не менее 3 раз. А закреплять: не менее 4 раз в течение 2 недель [4]. После этого малыш радостно начнёт демонстрировать свои умения, как только вы произнесёте первые слова игры.
Автор статьи — Галина Гриц
Использованная литература:
[1]. Выготский Л.С., «Педагогическая психология», под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
[2]. Монтессори М., «Помоги мне это сделать самому», составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). М.: Карапуз, 2000.
[3]. Шаинян К., «Вокруг света», №4 (2859) 2012. — 24 с.
[4]. Бьюзен Т., «Карты памяти». Росмэн-Пресс, 2007.