Курс
«Работа с материалами. Арт-дизай»
Первый семестр
Введение:
Курс разработан для ознакомления учеников с различными прикладными творческими техниками и материалами, с целью реализации их дизайнерского потенциала. В результате занятий каждый ученик придумывает и создает дизайнерские предметы интерьера. Сделанная своими руками вещь, получается индивидуальной, нестандартной, неповторимой.
В процессе обучения ученик овладевает большим количеством прикладных техник, позволяющих реализовать его творческие задумки. Курс состоит из 8 тем: валяние из шерсти, витражная роспись стекла, новогодний топиарий, шелкография, роспись по текстилю, интерьерная подушка, пирография, пейп-арт; а так же различных небольших творческих мастер-классов.
Все эскизы к работам и промежуточные наработки, а также незаконченную работу ученик оставляет в классе до тех пор, пока не будет завершена вся тема. Позже забирает вместе с итоговой работой.

Дизайнерская бумага (работаем в парах)

Материалы: плотная/акварельная бумага А3 по 5-6 листов на пару, гуашь, акварель, пастель, кисти, жидкое мыло, соломинки, гелевые ручки, фломастеры, штампы, толстая нить.

1. Создаем красивые фактуры.

1. Преподаватель делит группу на пары ( по собственному усмотрению): жребий, по желанию учеников.
2. Раздаем акварельные листочки, подписываем их.
3. Акварелью по-мокрому декорируем пятнами 1 лист, можно посыпать сильно намокшие фрагменты солью.
4. Гуашью и различными подручными штампами, мазками кисти декорируем 1 лист.
5. Подсушиваем листы, добавляем графику /штампы/ любой декор.
Важно максимально заполнить лист, не оставляем белые пятна. Заполняем штампами или графикой, используя раппорт. Каждую технику преподаватель сначала демонстрирует детям на своем небольшом листе. Помогаем выбрать цветовое сочетание, пользуемся цветовым кругом. Готовую бумагу храним в школе дизайна.
Созданная дизайнерская бумага впоследствии пригодится ребятам при создании открыток.

2. Создаем красивые фактуры. Задание на развитие воображения.

1. Создаем фактуру при помощи сухой и масляной пастели.
2. Делаем фактуру при помощи краски и мыльных пузырей.
3. Делаем фактуры нитью.
4. Если осталось время раздаем листы с распечаткой теста на креативность. Дорисовываем недостающее, фантазируем. Устраиваем общий просмотр.

Пейп-Арт. Декор рамы. Абстракция (6 занятий)

Материалы: заготовка для декора, бумажные салфетки, хлопковая нить для вязания, мука, соль, клей ПВА, крупа (пшено),картон, акриловые краски, акриловые краски перламутровые или металлик.
Техника Пейп-Арт - это имитация других, более дорогостоящих техник - филиграни, чеканки. Техника представляет собой декорирование различных предметов бумажными салфетками, создание красивой фактуры и объема при помощи подручных материалов.
Абстракция - это беспредметное искусство, лишенное конкретных образов. Абстрактное искусство использует визуальный язык формы, цвета и линии. Абстракция означает отход от реальности в изображении образов в искусстве. Это отклонение от точного представления может быть небольшим, частичным или полным.

1. Знакомство с техникой, эскизирование

1. Просматриваем аналоги.
2. Вместе с группой вспоминаем что такое абстракция, прорисовываем возможные формы и линии из которых может состоять композиция на доске.
3. Делим лист А4 на 6 квадратов, подписываем.
4. Создаем 4-6 эскизов для декора.
5. На эскизе отмечаем из каких материалов будут состоять предметы.
Линии-нитки, крупные объемные формы- соленое тесто, пуантель- крупа, плоские мелкие фрагмента- картон.
4. Устраиваем общий просмотр.

2. Оклеивание рамы салфетками

1. Нарезаем салфетки на 4 части ( маленькие фрагменты легче приклеивать.
2. Смазывая клеем ПВА раму, приклеиваем на нее салфетки. Нужно создать при помощи салфеток интересную фактуру, если необходимо накладываем их в несколько слоев.

3-5. Работа с материалами

1. Простым карандашом намечаем на оклеенной салфетками раме рисунок.
2. Все линии выклеиваем нитками.
2. Лепим из соленого теста ( мука+соль+ПВА) объемные части, приклеиваем картон.
3. Крупу приклеиваем в самый последний момент, чтобы вся работа была просушена; смазываем клеем ту область, где должна находиться крупа, посыпаем ее крупой, излишки стряхиваем. Таким способом лишние крупинки не будут липнуть к работе.

6. Окрашивание

1. Красим работу базовым цветом (следим чтобы краска затекла везде, но ее не должно быть слишком много, иначе фактура будет испорчена).
2. Просушиваем краску феном.
3. С помощью полусухой кисти или губки выделяем фактуру более светлым цветом или несколькими цветами.

Открытка с шейкером

Материалы: заготовки для открыток 2шт. на чел, упаковка для открытки, декоративные фактуры, цветной картон, двусторонний скотч вспененный рулонный, прозрачный пластик, дыроколы, пайетки, бисер, клей-момент, ленты, гелевые ручки.

1. Эскизирование. Заготовка шейкера

1. Смотрим аналоги.
2. Складываем лист А4 на 4-6 частей. Проговариваем и рисуем на доске элементы-символы праздника, продумываем форму прорези для шейкера. Создаем эскизы для будущей открытки.
3. Выбираем материалы (картон, декоративную фактуру, заготовку для открытки
4. Из картона вырезаем отверстие для шейкера (фото 1).

2. Сборка открытки. Декор

1. Заклеиваем пленкой отверстие шейкера с изнаночной стороны
(фото 2).
2. При помощи двустороннего скотча создаем бортик вокруг отверстия шейкера с изнаночной стороны (фото 3). Можно клеить скотч в два слоя, если планируется использовать в заполнении шейкера объемные детали.
3. Выбираем заполнение для шейкера. Высыпаем его на пленку (фото 4), предварительно проверяем чтобы пленка была чистой, без пылинок и отпечатков.
4. Приклеиваем фон шейкера (фото 5). Фоном может служить картон или декоративная фактура.
5. Приклеиваем готовый шейкер к открытке (фото 6). Добавляем декор: графику, ленточки, объемные детали и т.д.

Шелкография. Готика (6 занятий)

Материалы: распечатки с элементами Готической архитектуры, гелевые ручки, бумага А4, рама с натянутой сеткой, акриловая краска, кисти, заготовка для печати, плотный картон (основа), шпатель, краска по ткани, фен, плотный лист А5 ( от 160 гр), масляная пестель, кисти, черная тушь/гуашь, жидкое мыло, деревянные палочки/зубочистки, гелиевые ручки, бумага А5.
Шелкография - воспроизведение изображения при помощи трафарета , сквозь который краска протекает на запечатываемый материал.
Что такое Готика? В чем особенности архитектурного стиля?
Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине XII века.
Примеры первозданной готики до сих пор можно увидеть в архитектуре многих стран Западной Европы. Для готики характерно изящество, стремление вверх, простор, насыщенность тонов, вычурность формы окон и сводов, а также замысловатость узоров и витражей, создающих в помещении необычное световое оформление. Готика является сложным и довольно противоречивым стилем, который порой навевает атмосферу мистики и таинственности.
Особое место занимал собор, являвшийся наивысшей ступенью смешения архитектуры, скульптуры и живописи. Для храма характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. Храм символизировал вселенную, арка- разрыв круговорота времени, окно роза- колесо Фортуны и цикличность времени; свет, проникающий через яркие витражные стекла, обозначал Божественный свет.
Даже сейчас многие стремятся воссоздать готический стиль в интерьере жилых помещений, придавая их дизайну средневековую строгость и роскошь.

1. Техника «Граттаж» (шрифтовая композиция)

Материалы: плотный лист А5 ( от 160 гр), масляная пестель, кисти, черная тушь/гуашь, жидкое мыло, фен, деревянные палочки/зубочистки, гелиевые ручки, бумага А5, листы для вдохновения.
Что такое техника граттаж?
Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать).
1. Раздаем листочки, подписываем их. Раскрашиваем лист бумаги цветной масляной пастелью, цвет можно наносить хаотично. Пастель должна покрыть лист плотным слоем.
2. Покрываем пастель черной гуашью. Гуашь лучше перемешать с жидким мылом для более равномерного нанесения краски. Полученной смесью покрыть лист при помощи кисти.
3. Раздаем листы для вдохновения/шрифты.На листе А5 делаем эскиз шрифтовой композиции в готическом стиле ( можно изобразить одну буквицу, имя, фамилию, хобби и интересы автора)
4. Если нужно досушиваем лист для граттажа феном. Деревянной палочкой или зубочисткой процарапываем рисунок, лишнюю краску

2. Эскизирование

1. Просматриваем аналоги / видеоролики.
2. Складываем лист А4 на 8 частей. Создаем 6 -8 эскизов печати.
Имеем в виду, что линии должны быть толстыми.
Возможные темы: орнамент, графичный текст ,абстракция. Сохраняем Готическую стилистику.
3. Устраиваем общий просмотр-голосование.

3. Проработка итогового варианта

1. Выбираем работу для создания оригинала.
2. На листе А4 отрисовываем итоговый вариант изображения.
Обращаем внимание на толщину линий, делаем больше толстых абрисов
(в последствии ребенку их нужно будет смочь прорисовать кистью).
3. Подкладывам лист с нарисованным оригиналом под раму с натянутой
сеткой (тюлем).
4. При помощи простого карандаша переносим изображение на сетку.

4-6. Создание трафарета, печать

1. Аккуратно закрашиваем акриловой краской на сетке части рисунка, которые хотим оставить без цвета (оставить цвета ткани).
2. Просушиваем акриловую краску (можно феном).
3. Натягиваем заготовку на картон (или специальную форму). Прикладываем раму к ткани, прижимаем и делаем отпечаток ( при помощи краски для шелкографии и шпателя). Одно и то же изображение можно напечатать несколько раз разным цветом, для этого после каждого отпечатка раму нужно аккуратно промыть, удалив краску для шелкографии, и просушить.
Примечания : после окончательного высыхания краски ее необходимо закрепить горячим паром.

Витражная роспись стекла. Модерн. (6 занятий)

Материалы: заготовка для росписи, контуры по стеклу черные, контуры по стеклу цветные, краска для стекла витражная на водной основе, кисти, влажные салфетки, фен, канцелярский нож, бумага А4, гелевая ручка, цветные карандаши, фломастеры.
Что такое витраж?
Витраж (оконное стекло) - картины или узоры из цветного стекла, воспринимающиеся на просвет. В наше время витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение.
Где и для чего могут использоваться витражи?
Витражи применяются в декорировании окон, дверных проемов, фонарей, плафонов, люстр и светильников, куполов и т.д.

1. Орнамент

Что такое орнамент?
Орнамент (украшение) - графический или скульптурный узор, состоящий из повторяющихся растительных, геометрических и других элементов (раппорт).
Существует несколько видов орнаментов, основные из них: линейный, центрический, окаймляющий, заполняющий.
1. Просматриваем аналоги.
2. Сгибаем лист А4, отчерчиваем границы, подписываем его.
3. Прорисовываем на доске элементы, из которых могут состоять орнаменты, и их расположеине и отношения в нём.
4. Прорисоываваем свои варианты орнаментов (линенйные, заполняющие, центрические), лучше идеи дублируем на доске.

2. Знакомство с техникой, эскизирование.

1. Просматриваем аналоги.
2. Сгибаем лист А4 на 6 частей.
3. Раздаем листы для вдохновения.
Что такое модерн? В чем особенности стиля?
Модерн (от фр. - современный) - художественное направление в архитектуре , декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространенном в последнем десятилетии 19-начале 20 века. Мастера стремились вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, источником вдохновения стала сама природа.
Новшество того времени в архитектуре- железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили- дали возможность создавать сложные криволинейные фасады. Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. Причудливые витражи, выполненные с стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, лебединые шеи, растения, женские локоны.
4. Придумываем 4-6 вариантов композиций.
Возможные темы эскизов:
-Растительная тематика
-Абстрактная композиция
-Пейзаж
-Центрический орнамент
-Свободная тема
3. Если остается время вводим цвет карандашами.

3. Выбор и проработка итогового эскиза

1. Устраиваем общий просмотр нарисованных эскизов.
2. Голосуем за лучший вариант у каждого ученика (автор выбирает лучший свой эскиз самостоятельно).
3. Итоговый вариант рисуем в натуральную величину (следим чтобы не было очень мелкой графики, так как толщина контура для стекла 1-1.5 мм, мелкие линии сольются).
4. Выбираем цвета красок и отмечаем их расположение на эскизе.

4. Прорисовка контуром по стеклу

1. Переносим эскиз на заготовку ( фломастером или специальным карандашом). Заготовка должна быть заранее обезжирена (вымыта с мылом или обработана ацетоном).
2. Обводим изображение черным контуром. Лучше перед этим попробовать порисовать на бумажной или стеклянной палитре. Очень важно чтобы контур был замкнут, иначе краска будет вытекать через отверстия в контуре.

5-6. Работа красками, декор

1. Вводим цвет красками. Возможно нанесение нескольких слоев краски для достижения более насыщенного тона, для этого каждый предыдущий слой нужно просушить (можно феном).
2. Добавляем акцентов цветными контурами.
Примечания:
В качестве заготовки для росписи лучше использовать максимально плоскую поверхность, чтобы краска не стекала.
Краски по стеклу должны быть на водной основе (они не имеют неприятного запаха). Удобнее работать красками с отдельным дозатором-носиком. Примерный расход краски - бутылёк (25 мл) на человека.
Контуры по стеклу должны иметь тонкий носик для рисования максимально тонких линий. Основная часть работы прорисовывается черным контуром, на нем не видны подтеки краски, и работа выглядит аккуратнее. Примерный расход контуров - 1 тюбик на 2 заготовки.
Ватные палочки, диски или влажные салфетки могут понадобиться для корректировки краски и контура на еще не высохшей работе, канцелярский нож - на высохшей.

Новогодний Топиарий (8 занятий)

Материалы: небольшой пластиковый или бумажный горшок, бумажные салфетки, хлопковая нить для вязания, гипс строительный/алебастр, мука, соль, клей ПВА, палка для ствола, газеты, акриловая краска, клей момент прозрачный, клеевой пистолет, стержни для клеевого пистолета, рулонный декор (сизаль ,холст, сетка разных цветов), декор (пуговицы, леты, кружево), фетр, шерсть для валяния, проволока, картон.
Что такое Топиарий?
Топиарий (от лат. садовник) - декоративное деревце; дерево счастья. Считается, что изначально топиарий появился в Древней Греции. Это была фигурная стрижка настоящих деревьев и кустарников, мастера могли придавать растениям любые причудливые формы , например, животных, архитектурных сооружений. Интерес к этому искусству не угасает и сейчас, в ландшафте это , длительный процесс, требующий постоянного ухода и внимания к живым растениям.
В дизайне Топиарий- это небольшая композиция в виде маленького деревца чаще всего с геометричной формой кроны, состоящей из разнообразных материалов.

1. Клаузура-коллаж, вдохновленная ароматами

(работаем в парах)

Материалы: плотная бумага А3, клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, журналы, фломастеры, линеры, декоративные дыроколы, ленты, пуговицы, ароматы (масла, кофе, корица и т.д.)
1. Преподаватель делит группу на пары (по собственному усмотрению): жребий, по желанию учеников.
2. В мешочек складываем все ароматы (они могут дублироваться).
2. Каждая пара учеников достает из мешочка один аромат не глядя.
3. Раздаем листочки А3.
4. Проговариваем , возможно записываем на доске какие ассоциации вызывают эти запахи, настроение, цвета.
5. Создаем композиции, вдохновляясь доставшимся ароматом. Следим за поддержкой фактуры цвета и формой. Вкрапляем в композицию шрифты с ассоциациями, названием аромата.
6. Устраиваем общий просмотр.

2. Знакомство с техникой, эскизирование

Что такое « Пейп-арт»?
Пейп-арт - техника декорирования различных поверхностей, заключающаяся в создании объемного, фактурного декора; салфетная техника.
1. Просматриваем аналоги.
2. Сгибаем лис А4 на 6 частей, отчерчиваем границы, подписываем его.
3. Создаем эскизы для декорирования кашпо в технике «Пейп-арт». При этом стороны кашпо, при условии, что он прямоугольный, могут быть попарно одинаковыми.
4. На эскизе отмечаем используемый материал. Например, все линии могут быть выполнены нитками, фактурные ребристые элементы (на эскизе обозначено пуантелью)- крупой, объемные элементы - соленым тестом, фон обклеен салфеткой.

3. Декор кашпо

1. Устраиваем общий просмотр нарисованных эскизов, выбираем лучшие варианты.
2. Обклеиваем салфетками кашпо, просушиваем феном.
3. Приклеиваем нитки, тесто и крупу. Сверху промазываем клеем.

4. Заготовка для дерева

1. Обводим шаблон (для конуса), вырезаем и склеиваем конус.
2. Начинаем набивать его смятыми газетами, ваставляем ствол и продолжаем набивать.
3. Заклеиваем конус.
4. Заливаем в горшок гипс, устанавливаем в него деревце, держим пока гипс не схватится.

5. Маскировка заготовки

1. Выбираем декоративный материал для кроны дерева.
2. При необходимости окрашиваем бумажную заготовку дерева акриловой краской.
3. Начинаем обклеивать крону декоративным материалом.

6. Декор кроны

1. Обклеиваем крону дерева декоративным материалом.
2. Окрашиваем горшок акриловой краской.
3. Более светлый тоном или контрастным цветов выделяем фактуру горшка.

7-8. Декорирование.

1. Подбираем декоративные элементы, валяем их из шерсти.
2. Приклеиваем тесьму, кружево, декор.
Примечания:
Тесто в технике "Пейп-арт" лучше приклеивать на густой ПВА или на клей момент.
Прокрашивать красной бумажную заготовку деревца нужно в случае если декоративный материал просвечивает.
Если в кашпо есть отверстия, прежде чем заливать гипс, нужно вложить полиэтиленовый пакет.
Вместо клея при декоре ёлки можно использовать английские булавки.

Новогодняя игрушка (2 занятия)

Материалы: бумага А4, гелевые ручки, цветной фетр, синтепух, нитки и иголки швейные, мулине, ножницы, ленты, декор (бисер, бусины, пуговицы).
Традиция украшать елку пришла из Германии. Украшения были довольно простыми и вторили христианской символике, поначалу их даже нельзя было назвать игрушками в современном понимании: на ёлку вывешивали все, чем были богаты,- банты из дорогих тканей, крупные ювелирные украшения, яблоки, конфеты. С годами наряженные ёлки становились традицией, украшения усложнялись и совершенствовались, на ёлку стали вешать искусственные игрушки, а также сладости и орехи. По одной из версий появление первых привычных нам игрушек связано с неурожаем яблок в Германии в середине 19 века, тогда были созданы первые искусственные стеклянные «яблоки»,которые положили начало регулярному производству ёлочных игрушек.

1. Эскизирование, выкраивание

1. Просматриваем аналоги.
2. Создаем 4-6 эскизов для будущей игрушки.
3. Выбираем лучший вариант.
4. Отрисовываем выбранный вариант в натуральную величину.
5. Подбираем фетр.
6. Используя в качестве выкройки изображение ( натуральная величина), выкраиваем из фетра части будущей игрушки.

2. Доработка

1. Сшиваем части игрушки друг с другом.
2. Наполняем игрушку синтепухом.
3. Декорируем пуговицами, лентами, вышивкой, бисером.
4. Пришиваем подвес.
Курс
«Арт-Дизайн»
Второй семестр

Техника Эбру ( 1-2 занятия)

Материалы: лотки для рисования, краска для эбру 5-6 цветов, деревянные палочки, веерные кисти, приготовленный раствор для рисования, бумага по формату лотка 2-3 листа на человека, носитель для переноса рисунка (открытка), сухие салфетки, влажные салфетки, палитра, гребень, вспененный двусторонний скотч, плотная бумага А5, гелиевые ручки/линеры, пакетики для готовых открыток.
1. Знакомство с техникой.
1. Немного истории, рассказываем что такое эбру.
2. Показываем новогоднее видео.
3. Раздаем листочки, подписываем их.
4. В своем лотке преподаватель показывает основные принципы рисунка на воде (еловая ветка или деревце, елочные шары, подарки, снеговик и тд.). Рассказываем о гармоничных цветовых сочетаниях, пользуемся цветовым кругом.
5. Ребята рисуют свои композиции, разводы. Снимаем рисунки с поверхности на бумагу.
6. Выбираем фрагмент рисунка на воде и снимаем его на поверхность открытки/ плотной бумаги А5 (если предусмотрено 2 занятия), даем просохнуть.

2. Открытка

1. На листе А5 создаем эскиз дизайна для будущей открытки. Предполагаем, что доминантным объемным элементом будет фрагмент из эбру-фактуры ( ёлочный шар, подарок...).
2. Вырезаем доминанту из фактуры и приклеиваем ее на открытку при помощи двустороннего скотча.
3. Дорабатываем открытку в графике.
4. При желании добавляем декор в виде бусин, пуговиц, ленточек.
Примечание: состав для рисования готовить заранее. На 1 литр теплой воды 1 чайная ложка порошка-загустителя. Размешиваем воду, в образующуюся воронку медленно всыпаем порошок, продолжаем размешивать в течение 15 минут . Нужно дать составу настояться 24 часа ( минимум 10 часов).
Для разливания красок по палитрам удобно использовать шприцы.

Роспись толстовки. Вдохновение живописью (8 занятий)

Материалы: кусочки цветной ткани, акварельный лист А5, акварель, линер, кисти, фен,бумага А4, гелиевые ручки, листы для вдохновения с изображениями картин, цветные карандаши, клей-карандаш, ножницы, толстовка/ сумка, краски для ткани, плоские кисти с синтетическим ворсом, контуры для ткани/маркеры, пуговицы, нитки и иголки швейные, утюг.
Часто модельеры находят идеи для новых коллекций в изобразительном искусстве. В творчестве почти каждого модельера встречаются модели, прообразами которых являлись работы известных художников. Вдохновляясь живописью, дизайнеры могут заимствовать у нее цвет, пластику одежд, принцип композиции, настроение, эмоциональную атмосферу.
Интерес к изобразительному искусству у современных дизайнеров растет.

1. Вдохновение принтом на ткани

Материалы: кусочки цветной ткани, акварельный лист А5, акварель, линер, клей- карандаш, кисти, фен.
1. Раздаем кусочки с тканями.
2. Тонируем лист А5 акварелью в тон к ткани.
3. Просушиваем лист феном.
4. Приклеиваем кусочек ткани на лист в произвольном месте.
5. Вдохновляясь принтом на ткани, на листе линером дорисовываем, придумываем оставшийся узор, графично заполняем лист, начиная от края ткани.
6. Устраиваем общий просмотр.

2. Эскизирование

1. Просматриваем аналоги (предметы одежды, интерьера, ткани, вдохновленные живописью)
2. Раздаем листы с картинами художников (можно устроить лотерею и выдавать картины не глядя или на выбор)
3. Складываем лист А4 на 8 частей. Подписываем лист
4. Придумываем 6-8 вариантов принта, вдохновляясь выбранной картиной (для каждого эскиза можно выбирать новую картину или пользоваться одной).
5. Вводим цвет
6. Устраиваем общий просмотр-голосование.

3. Проработка итогового варианта

1. Выбранный вариант прорисовываем крупно на лист А4. Прорабатываем детали, добавляем декор.
2. Подбираем цвета красок. Вводим карандашами цвет в эскиз.
3. Если остается время акварельным карандашом перерисовываем изображение на сумку/толстовку.

4-7. Работа красками

1. Акварельным карандашом перерисовываем изображение на сумку/толстовку ( неверные линии корректируем влажной губкой).
2. Начинаем вводить цвет- выбираем один цвет и вводим его по всей работе. Если есть необходимость, наносим несколько слоев краски.
3. По очереди вводим все оставшиеся цвета.

8. Декор

1. Контурами по ткани/тонкой кистью/ маркерами прорисовываем графичные элементы.
2. При необходимости пришиваем пуговицы/декор.
Примечания:
- При работе красками лучше проложить в сумку /толстовку полиэтиленовую пленку, чтобы при протекании краска не попала на наружную сторону.
- Длина лямки у сумки 60-70 см. примерный размер сумки 30Х40 см.
- Примерный расчет краски: 1 банка краски на 2 работы, 1 контур на 2 работы.
- Краску обязательно нужно закрепить, прогладив работу утюгом (следовать инструкции на банке).

Панно из шерсти

Что такое Валяние? Валяние (фелтинг)-техника, в результате которой из шерсти создается плотное однородное не тканое полотно-войлок, а также объемные элементы. Отдельные ворсинки шерсти становятся однородным материалом путем спутывания друг с другом.
Что можно свалять? Создавать путем валяния из шерсти можно предметы одежды (валенки, варежки, тапочки, шарфы, сумки, жилетки), предметы интерьера (наволочки, картины, ковры), а также различные аксессуары.

1. Знакомство с техникой, эскизирование

Какое бывает валяние? Разновидности валяния: - сухое (шерсть сваливается при помощи специальной иглы путем многократного прокалывания) служит для создания объемных элементов, игрушек; - мокрое ( шерсть сваливается с мыльным раствором при помощи трения) необходимо при создании плоского материала большой площади.
1. Просматриваем аналоги.
2. Сгибаем лист А4 на 6 частей, отчерчиваем границы, подписываем его.
3. Создаем 4-6 эскизов для будущего панно. В эскизах продумываем возможность создания объемных элементов.
Возможные темы для эскизирования:
- Абстрактная из прямых (геометрических) линий и объектов
- Абстрактная из плавных, округлых линий и объектов
- Пейзаж ( подводный мир, горы, лес, космос и т.д.)
- Крупный объект или персонаж (цветок, животное, транспорт и т.д.)
4. Если остается время вводим цвет.

2. Выбор итогового варианта, проработка

1. Устраиваем общий просмотр нарисованных эскизов.
2. Голосуем за лучший вариант у каждого ученика ( автор выбирает лучший вариант самостоятельно).
3. Итоговый вариант рисуем в натуральную величину.
4. Подбираем цвет шерсти, вводим цвет в эскиз.

3. Валяние основы

1. На воздушно-пузырчатую пленку выкладываем шерстью фон и основные цветовые пятна панно ( слои шерсти выкладываем крест-накрест) , сверяясь с эскизом. При этом размер выложенной шерсти должен немного превышать эскиз, так как шерсть при валянии дает усадку.
2. Накрыв шерсть твердой сеткой, смачиваем ее водой и намыливаем, или обрабатываем мыльным раствором.
3. Начинаем валять работу, время от времени переворачивая ее.

4. Основные формы, сухое валяние

1. Доваливаем фон.
2. Прополаскиваем и тщательно выжимаем панно.
3. При помощи иглы для валяния и поролоновой губки начинаем валять мелкие объемные элементы и графичные линии по сухому.

5-6. Сухое валяние, доработка деталей

1. Приваливаем к панно объемные элементы.
2. Дорабатываем иглой графичные линии и акценты.

7-8. Декор и оформление

1. Пришиваем к панно декор, пуговицы, привязываем подвески, бантики и прочее.
2. Оформляем панно в раму.
3. Окрашиваем или расписываем раму.
Примечания:
Нужно иметь в виду, что шерсть при валянии дает усадку. Потому, при выкладке можно увеличить размер шерсти или подобрать рамки меньшего размера.
Иметь запас игл для валяния, так как они очень хрупкие и часто ломаются.
В случае необходимости можно увалять фоновые заготовки работ в стиральной машине, проложив каждую из них сеткой и свернув в рулон.

Дизайнерская подушка. Бионика (10 занятий)

Материалы: бумага А4,гелиевые ручки, ткань, краски по ткани, кисти, калька рулонная, полимерная глина (самозатвердевающая), швейные нитки и иглы, ножницы, фетр цветной, мулине, декор ( пуговицы,бусины), синтепух, булавки.
Бионика (от греч. bion — элемент жизни, живущий) — это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов; наука о применении в технике, архитектуре, дизайне принципов организации, свойств, функций, структур живой природы. Если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что такое бионический стиль.
Самые совершенные формы, как с точки зрения красоты, так и с точки зрения организации и функционирования, созданы самой природой и развились в процессе эволюции. Человечество с давних пор заимствовало у природы структуры, элементы, построения для решения своих технологических задач.

1. Аудио клаузура

Материалы: плотная бумага А5 по 3 штуки, цветная бумага, глянцевые журналы, клей-карандаш, ножницы, фигурные ножницы, ручки, 3 музыкальных аудиофайла.
Что такое клаузура?
Клаузура – это эскиз, набросок идеи (первонач. замысла).
В обучении клаузура служит прежде всего для развития
воображения, образного мышления, фантазии,
композиционных способностей, навыков яркого отражения
творческих замыслов в графике и макете.
Для создания своих работ дизайнеры часто используют разнообразные источники вдохновения, как например, музыка и различные звуки.
1. Просматриваем аналоги коллажей.
2. По очереди несколько раз прослушиваем аудиофайлы. Проговариваем свои ассоциации, навеваемые звуками:
настроение, цвет, форма, линии.
3. Слушая звуки, создаем клаузуру на каждый аудиофайл
в виде аппликации.
4. Устраиваем общий просмотр, пытаемся угадать в изображениях заданные звуки.

2. Эскизирование

1. Просматриваем аналоги- вдохновение природой в дизайне архитектуре, аналоги дизайнерских подушек.
2. Складываем лист А4 на 6-8 частей, подписываем его.
3. Создаем 6-8 вариантов эскизов подушек, вдохновляясь природой.
4. Устраиваем общий просмотр.

3. Эскиз принта на ткани. Создание штампов

1. Складываем лист А4 на 6-8 частей. Придумываем варианты принтра ткани на выбранный для подушки дизайн (заполняющий орнамент -повторяющиеся элементы).
2. Устраиваем общий просмотр.
3. Рисуем раппорт орнамента в натуральную величину.
4. Вылепляем из полимерной глины штамп на основе нарисованного рапорта, делаем для штампа удобную ручку.

4-5. Создание Выкройки. Выкраивание

1. Раздаем листы кальки. Отрисовываем на ней детали подушки в натуральную величину, пишем название деталей, подписываем их.
2. Вырезаем детали из кальки.
3.Прикалываем кальку-выкройку к ткани, обводим мелком.
4. Вырезаем, добавляя припуск на шов 5мм.

6. Декор ткани

1. Продолжаем выкраивать. Пришивные элементы выкраиваем из фетра.
2. Декорируем выкроенные части краской при помощи штампов, кистью дорисовываем мелкие детали/графику.

7. Сметывание

1. Сметываем подушку с изнаночной стороны.
2. Пришиваем к ней все составные части, крупные пришивные элементы.

8-9. Декор

1. Пришиваем декор-бусины/пуговыцы
2. Вышиваем носики, глазки и тд.

10. Набивка

1. Набиваем подушку синтепухом.
2. Аккуратно зашиваем отверстие для набивки.
Примечание: Детали каждой подушки между занятиями лучше сколоть булавкой или хранить в отдельном пакете.
Сметанные детьми детали нужно будет прошить на швейной машинке. Если дизайн подушки простой и остается много свободного времени, то можно разрешить ребенку сшить по мотивам подушки игольницу или небольшую игрушку.

Объемная открытка

Материалы: пробигованная заготовка для открытки по 2 шт, цветной картон, декоративные фактуры, ножницы, простой карандаш, ластик, клей-карандаш, вспененный двусторонний скотч, гелиевые ручки, пуговицы, дыроколы.

1. Эскизирование. Основа для открытки

1. Смотрим аналоги. Складываем лист А4 на 4-6 прямоугольников. Проговариваем какие элементы могут находиться на открытке ( возможно придумываем повод). Создаем эскизы для будущей открытки.
2. Раздаем заготовки открыток. Придумываем какие объемные детали будут украшать открытку.
3. Делаем технологические разрезы для крепления объемных элементов.
4. Прорисовываем на цветном картоне или декоративной фактуре элементы для объема.

2. Сборка открытки. Декор

1. Вырезаем из картона или фактуры готовые элементы для объема.
2. Приклеиваем детали к открытке , некоторые элементы можно приклеить на вспененный двусторонний скотч.
3. Вклеиваем открытку во вторую заготовку, чтобы скрыть разрезы.
4. Украшаем обложку открытки графикой, декором из цветного картона, лентами и т.д. ( обложку лучше декорировать в стиле минимализм).

Выжигание. Карандашница. Вдохновение культурой Африки (6 занятий)

Материалы: листы для вдохновения, бумага А4, гелиевые ручки, простые карандаши, деревянные заготовки, наждачная бумага, выжигатели по дереву, акриловые краски, акриловый лак.
Африка — самый жаркий материк. На нем расположена величайшая в мире пустыня Сахара, на севере которой, в Ливии, была зарегистрирована самая высокая температура на планете: +58°С.
Богат и разнообразен животный и растительный мир материка: слоны, носороги, бегемоты, львы, обезьяны, страусы; пальмы, акации, фикусы и другие.
Африка - родина человека как биологического вида. Основную часть населения материка составляет коренное население — негроиды. Север материка населен представителями арабских народов. Население Африки достаточно разнообразно и состоит из более нескольких десятков племен. Самой важной ценностью в жизни племенного народа является семья, именно с ней и связаны большинство поверий, традиций и обрядов.
Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.
Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.
Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.
Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком прийти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.
Еще одна особенность культуры племен – это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков.

1. Эскизирование

1. Складываем лист А4 на 8 прямоугольников. Подписываем его.
2. Раздаем листы для вдохновения. Немного рассказываем об особенностях культуры Африки.
3. Создаем варианты декора для карандашницы, используя листы для вдохновения. Имеем в виду, что выжигаемая линия толще нарисованной ручкой, не перегружаем композицию слишком мелкими деталями. Можно придумать композицию и продублировать ее на всех сторонах карандашницы, сделать попарно одинаковые стороны или разный рисунок на всех четырех сторонах.

2. Подготовка заготовки. Перенос изображения

1. Раздаем карандашницы. Подписываем их на дне.
2. Наждачной бумагой тщательно обрабатываем заготовку, чтобы она стала гладкой. Можно стереть древесную пыль влажной тряпкой.
3. Простым карандашом переносим изображение на заготовку.

3-5. Выжигание

1. Раздаем выжигатели. Обязательно рассказываем технику безопасности: нельзя размахивать выжигателем в разные стороны; нельзя подносить горячие части выжигателя близко к пальцам, к каким-либо предметам кроме заготовки; когда выжигатель не используется, он должен стоять на подставке; следить чтобы провод питания не соприкасался с горячими частями выжигателя; не нужно спешить, если устали лучше передохнуть.
2. По нанесенной карандашной линии прожигаем древесину.

6. Окрашивание

1. Добавляем цвет акриловыми красками ( всего 1-2) для эффектности.
2. Покрываем морилкой (морилка также может быть нескольких цветов)

Брошь/ брелок из полимерной глины

1. Эскизирование. Лепка

1. Просматриваем подборку.
2. Складываем лист А5 на 4-6 частей, придумываем несколько вариантов для будущей броши или брелка.
3. Выбираем лучший.
4. Глину делим на небольшие кусочки и тщательно разминаем, греем руках. Приступаем к лепке. Преподаватель может лепить образец и пошагово объяснять ребятам весь процесс лепки.

2. Лепка. Сборка

1. Продолжаем вылеплять детали, стеками или зубочисткой создаем на глине фактуру
2. Прикрепляем к работе фурнитуру
Примечание: обязательно рассказать детям, что глину нужно будет обжечь в духовке, согласно инструкции на упаковке.