Курс
«Фотография +
Компьютерная графика»
Авторская программа
© Анна Аксенова, 2019
Курс «Фотография+Компьютерная графика» Детской
школы дизайна «Рыжий кот» создан с целью погружения
учащихся (8-17 лет) в мир фотографии, компьютерной
графики, изучения основ работы в графических про-
граммах.
Курс содержит 2 раздела:
– фотография;
– компьютерная графика.
В каждом разделе выполняются практические зада-
ния, проектные работы. В течение обучения ученики учат-
ся создавать красивые фотографии, правильно строить
композицию кадра, визуализировать свои идеи, изучают
графические программы, создают дизайнерские реше-
ния для полиграфической продукции (визитки, блокноты,
газета, открытки и др.), делают презентацию своих работ.
Процесс обучения проходит в непринужденной твор-
ческой атмосфере, проводятся конкурсы, ученик имеет
возможность выразить свой творческий потенциал, реа-
лизовать свои идеи.
Спецификой подхода к обучению является возмож-
ность придумывания преподавателем разных видов игр и
различных форм эмоциональной и познавательной мо-
тивации.
Данная программа является ориентировочной и пред-
полагает индивидуальный творческий подход к ведению
обучения ведущим преподавателем.
© Анна Аксенова
ФОТОГРАФИЯ
Раздел №1

Общие рекомендации для всех занятий:
1. На занятии желательно, чтобы фотоаппараты были для всех учащихся (у кого есть, пусть приносят свои). Возможно использование одного фотоаппарата на двоих.
2. В конце занятия желательно просматривать получившиеся фотографии. Обязательно обсуждение и выбор лучшего кадра, пусть каждый ученик выскажет свое мнение, все вместе определяем понять почему выбранный кадр лучший.
3. На занятиях периодически необходимо задавать вопросы о фотографии, композиции, рассказывать о великих, известных фотографах, интересные факты о фотоаппаратах и фотографиях. Важно не читать теоретические лекции, а делать небольшие вставки во время занятия.
4. На каждом занятии назначать одного учащегося репортажным фотографом, объяснить, что нужно сделать кадры трех видов (крупный, средний, общий планы). Цель - сделать фоторепортаж (7-10 кадров) о том, как проходит занятие, понять суть репортажной фотографии.
5. На компьютерах создать каждому свою папку (компьютер закрепляется за учеником, на всех занятиях работать за одним компьютером). По факту выполнения задания фотографии копируются в личную папку ученика.
© Анна Аксенова
Основные задачи раздела.
Изучить: основы композиции фотографии, виды и стили фотографии.
Научиться пользоваться фотоаппаратом (компактным, зеркальным), ручную настраивать параметры фотоаппарата. Научиться взаимодействовать с фотомоделью. Умерь реализовывать свои идеи, используя полученные знания. Научиться работать в команде. Уметь создавать образ. Уметь выстраивать композицию кадра. Научиться постобработке фотографий. Научиться презентовать свои работы.
Темы занятий.
– Знакомство с фотографией.
– Портрет.
– Натюрморт.
– Минимализм (на примере FOOD-фото).
– Пейзаж, уличное фото.
– Рекламная фотография.
– Фотография в интерьере.
– Студийная фотография.
– Создание образа.
– Позирование. Работа с моделью.
– Фотосъемка животных.
– Репортажная фотография. Событийное фото.
– Обработка фотографий в программе Photoshop.
– Оформление профиля в социальных сетях.
Занятие №1
Знакомство.
Что такое фотография.
Где используется фотография.
В начале занятия запустить слайд-шоу с подборкой красивых фотографий (3-4 минуты), одновременно задать вопросы:
«Что такое фотография?», «Где используется фотография?» «Кто из вас увлекается фотографией?».
Сделать уточнение, что не может быть неправильных ответов. Каждый ученик ответит на ответит на эти вопрос. Фотография - это искусство рисовать светом. Рассказать о том чем мы будем заниматься на занятиях.
Чтобы вспомнить правила композиции и основы графики совмещаем на занятии два вида искусства: фотографию и
графику. Рисуем на распечатанных фотографиях. Показать подборку примеров. А так же сделать акцент, что этот вид искусства становится популярен в творческой среде. Такие работы могут быть использованы в рекламе, в создании авторских
принтов. Можно рисовать на отдельных листиках и после приклеивать рисунок на фотографию.
Как вариант можно нарисовать среду, а вне вписать вырезанные элементы из фотографий.
Условие: рисуем черной гелевой ручкой. Обязательно использование одного из правил композиции. Правила композиции: Трех-компонентность, доминанта, опоясывающая композиция, поддержка по форме/цвету, взаимосвязь знаков по
плановости, выход за плоскость, ритм, взаимосвязь знаков по контуру, трехмерная композиция, силуэт.
В конце занятия просмотр. Работы остаются в школе. Сканируются и сохраняются в папку ученика на компьютере.
Что нужно для занятия:
– Примеры работ по совмещению графики и фотогра-
фии.
– Распечатанные цветные фотографии (формат А4, на
обычной офисной бумаге).
– Ручки гелевые черные, клей, ножницы, чистые листы
– Линеры черные
Занятие №2
Портрет. Эмоции.
Фотографируем эмоциональный портрет. Каждый ученик вытягивает 3 карточки с напечатанными на них эмоциями, эти
эмоции он и должен показать на фотографии. Работа ведется в парах (возможно в группах по три человека). Для создания
эмоций можно использовать флаконы с запахами (кислые, сладкие, горькие, ...). Можно комбинировать 2-3 карточки + флаконн с запахом. После можно угадывать по фотографии какой запах был в флаконе. При наличии студийного света, рассказать как им пользоваться, какой свет бывает и фотографировать в фотозоне. Рассказать про правила кадрирования, точку фокуса. Требовать, чтобы фотографии делались с верной фокусировкой. (применимо ко всем последующим занятиям). В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. ВАЖНО: не делать огромного количества фотографий, не более 3-5 для каждого ученика. Делаем общие фото группы с разными эмоциями. В конце занятия общий просмотр.
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты, картридер
- карточки с эмоциями
- распечатки с примерами эмоций
- распечатка с правилами кадрирования
- Примеры фото
Занятие №3
История фотографии. Свет и цвет в фотографии.
В начале занятия кратко рассказать про историю фотографии.
Изучаем как свет создает фотографию. Рассказать схемы проектов, какой бывает свет (искусственный/естественный, теплый/холодный, рисующий/заполняющий/фоновый/онтровой). В темной комнате фотографируем простые предметы (конус, шар, куб и др.) Для фотосъемки используем фонарики (создаем различные световые схемы), цветные фильтры (для создания цветовых решений). Рассказать про ракурс в фотографии. Задача сделать фотографии с различных ракурсов. В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты
- Шар, конус, куб (белые)
- фонарики
- фильтры цветные
- картридер
- старые фотоаппараты, пленка
Занятие №4 Тени.
Создаем изображение с помощью тени. Показать подборку примеров. Светим фонариком на предмет, который лежит на белом листе А4. Находим образ/ассоциацию и дорисовываем тень.
Важно: качество графики.
После того как работа создана, фотографируем.
Вспоминаем правила композиции.
Тренируем воображение и фантазию.
В конце занятия просмотр.
Что нужно для занятия:
– Примеры.
– Фонарики.
– Предметы, которые будут давать тень (любые)
– Линеры, ручки.
– карточки с правилами композиции.

4
Занятие №4. Тени.

Создаем изображение с помощью тени. Показать подборку примеров. Светим фонариком на предмет, который лежит на белом листе А4. Находим образ/ассоциацию и дорисовываем тень.
Важно: качество графики.
После того как работа создана, фотографируем.
Вспоминаем правила композиции.
Тренируем воображение и фантазию.
В конце занятия просмотр.
Что нужно для занятия:
– Примеры.
– Фонарики.
– Предметы, которые будут давать тень (любые)
– Линеры, ручки.
– карточки с правилами композиции.
.
Занятие №5
Знакомство с Photoshop. Занятие в компьютерном классе. Основы работы в программе: интерфейс, инструменты. Рассказать о форматах JPEG, PNG, RAW.
Изучаем:
- Кадрирование
- Светокоррекцию(как сделать фотографию светлее темнее)
- Основы цветокоррекцию (как сделать фотографию насыщеннее, ярче)
Задание №1: Для изучения и коррекции используем фотографии и работы с занятий №1-4. Работы с занятий 1 и 4 предварительно сканируются
Задание №2: Изучаем инструмент Кисть (рисуем картину,
используя разные кисти, мягкость, размер, нажим. Темы: звездное небо, пляж, лужайка, осенний лес)
Что нужно для занятия:
- Компьютеры (идеально 1 компьютер на каждого учащегося, минимально 1 компьютер на двоих).
- Сканированные работы с занятий 1 и 4.
- Фотографии с занятий 2 и 3.
- Проектор.


6

7
Занятия №6-7
Настройки камеры. Экспозиция.
Фризлайт. ISO. Диафрагма. Выдержка.

Легко объяснить как работает взаимосвязь между этими параметрами можно на примере окна и шторы (по аналогии с затвором и шторкой).
Задание №1. На практике попробовать поменять настройки на камере и сделать несколько кадров, работа в группе по 2-4 человека: призрачный силуэт, на длинной выдержке, используя штатив; портрет или предмет с фокусом на передний план и на задний план, должно получиться размытие фона; светлое фото без вспышки).
Задание №2. Фризлайт. В темноте рисуем фонариками силуэты. Настройки фотоаппарата: длинная выдержка - 5-15 сек., закрытая диафрагма, минимальное ISO. Обязательно
использование штатива. В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Что нужно для занятия:
- Фотоаппараты
- Штатив
- Темная комната
- Фонарики
.
Занятия №6-7
Настройки камеры. Экспозиция.

Фризлайт. ISO. Диафрагма. Выдержка.
Легко объяснить как работает взаимосвязь между этими параметрами можно на примере окна и шторы (по аналогии с затвором и шторкой).
Задание №1. На практике попробовать поменять настройки на камере и сделать несколько кадров, работа в группе по 2-4 человека: призрачный силуэт, на длинной выдержке, используя штатив; портрет или предмет с фокусом на передний план и на задний план, должно получиться размытие фона; светлое фото без вспышки).
Задание №2. Фризлайт. В темноте рисуем фонариками силуэты. Настройки фотоаппарата: длинная выдержка - 5-15 сек., закрытая диафрагма, минимальное ISO. Обязательно
использование штатива. В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Что нужно для занятия:
- Фотоаппараты
- Штатив
- Темная комната
- Фонарики
Занятие №8-9
Занятие на улице (парк, сквер)

Учимся работать в группах. Распределяем роли: модель, фотограф, ассистент фотографа (моделей может быть несколько, зависит от поставленной задачи). Роли менять в процессе, чтобы все учащиеся поработали в разных ролях. Можно делать фотографии используя правила композиции. Цель сделать портретные фотографии в среде города, парка. Фотографии должны быть индивидуальными и общими. Поддерживать и развивать креативные идеи в построении кадра. А так же необходимо сделать фотографии окружающей среды. Если занятие проходит вечером, можно провести его на территории торгового центра (лучше заранее договориться) или перенести занятие на более раннее время или выходные
(так же возможно совмещение с другой группой) Рассказать про правило третей, многоплановость.
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты
- карточки с правилами композиции
- сопровождающий
- выбрать место для проведения занятия.

Полученные фотографии обрабатываются в графических редакторах (Photoshop, ...)
Итоговая работа - триплекс сюжетный (три фотографии, объединенные одной темой или сюжетом). Фотографии печатаются и вставляются в тройную рамку (Икея) или накатываются на пенокартон.
Занятие №10
Фото «Моя мечта»

Предварительно рисуем схему фотографии (эскиз) и заполняем карточку «Моя мечта», «Мое хобби». Фотографируемся на белом фоне, в соответствии с эскизом. Рассказать про позирование (кратко, основные ошибки и рекомендации). Не забываем про композицию. Можно раздать карточки с правилами композиции. Фотографии копируются на компьютеры в папки учеников.
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты
- белый фон
- карточки «моя мечта», «мое увлечение», «мое хобби»
- карточки правила композиции
- Листы А5 белые (для схемы)
- картридер
Занятие №11
Стилизованная фотосессия.

На стену вешается тематический банер. На его фоне делаем портреты и общие фотографии. Вспоминаем правила кадрирования, композиции. При наличии студийного света, используем его для фотосессии. Возможные темы: ковбои, мимы, русская народная, этническая тема, море и др. В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты
- костюмы/аксессуары
- грим
- примеры фото
- правила кадрирования
- банер с фотофоном
- зеркало
Занятие №12
Занятие в компьютерном классе

- Вспоминаем, что узнали на предыдущем занятии по Фотошопу.
- Изучаем ретушь кожи (убираем прыщи, пятна, блики)
- Цветовой баланс, градиент.
- Перевод в черно-белое, комбинация цвета и чб фото (часть фотографии цветная, архивная кисть).
- Фильтр пластика
Отбираем 3 фотографии с занятия на улице, обрабатываем и используем их для создания триптиха.

Делаем коллаж. Тема Хэллоуин.
Если успеваем, то делаем закладочки с портретами. Размер 90х210 мм. Делаем в фотошоп, работа со слоями. Фотографии можно разделить цветными полосочками. на обороте потом напечатаем линеечку и еще какую-нибудь полезную информацию (это можно сделать на другом занятии, смотрим по времени)
Что нужно для занятия: - Компьютеры (идеально 1 компьютер на каждого учащегося, минимально 1 компьютер на двоих).
Занятие №13 Занятие в компьютерном классе
- Замена фона.
Меняем фон на фотографии с занятия 9 (можно сделать белым, а можно поставить любой другой)
Что нужно для занятия:
- Компьютеры (идеально 1 компьютер на каждого учащегося, минимально 1 компьютер на двоих). - фотографии с простыми предметами, с животными. На них практикуемся менять фон. - Фотографии с занятия «моя мечта» - подборка фонов.
Занятие №15 Натюрморт
Натюрморт. (можно тематичный: осень, день всех святых, цветы, листья, дача, мастерская художника и др)
Рассказать о композиции в натюрморте (правило тертей, статика/динамика, по отношению к плоскости, ритм, кадровая рамка).
Обязательно примеры.
В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Что нужно для занятия:
- Фотоаппараты
- Кадровые рамки
- Антураж / реквизит
- Ткани, кнопки, рамки
- Столы поставить к стене (у каждого свое рабочее место)
- Фонарики
Что нужно для занятия:
- распечатанные фото с занятия №9, обработанные на занятии №12.
- ручки, карандаши
- карточки, заполненные на занятии №9
Занятие №14
«Моя мечта», часть 3

Дорисовываем на фотографии свою мечту, хобби. В конце занятия просмотр.
Занятие №16
Минимализм в фотографии.
(на примере FOOD-фото)

Рассказать о данном направлении в искусстве. Показать примеры. Озвучить 10 советов при фотосъемке минимализма.
Для занятия используются настоящие продукты. (сушки, конфеты, фрукты, овощи, зелень и др.)
В конце занятия просмотр и съедаем то, что фотографировали.
Главное добиться понимания чем фотография в стиле минимализм отличается от других жанров.
В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Если кто-то закончил раньше, сделать отбор и попробовать обработать, используя имеющиеся знания
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты, картридер.
- фрукты, печенье, шоколад, соль, сахар, кофе, чай, овощи, зелень, конфеты …
- Ткани, текстуры, что-то для создания фактурного фона (доски, плетенки)
- примеры фото, журналы с примерами - каждому свое рабочее место.
Занятие №17 Рекламное фото
Рассказать о данном направлении в искусстве. Рассказать о работе с заказчиком. Как зарабатывать на фотографии. Предмет рекламируемый может быть у всех одинаковый, а может и разным. Каждый ученик делает только 1 кадр. Лозунг занятия: «Думай во время съемки, а не после!» У учеников должно появиться осознание, что во время фотосъемки нужно учесть то, что на фотографию будет добавлен рекламный лозунг, соответственно компоновка кадра должна это учитывать. В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр. Если кто-то закончил раньше, сделать отбор и попробовать обработать, используя имеющиеся знания
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты
- Предмет рекламируемый (помада, лак, или др)
- Примеры фото
- краски, кисточки, карандаши.
- в небольшом количестве ткани, ракушки, камни и т.д.
Занятие №19 Придумываем интерьер новогодней фотозоны.
Рассказать о создании интерьеров, показать примеры.
Рисуем эскизы, выбираем цветовую схему.
Что нужно для занятия:
- примеры фотозон
- бумага для эскизов
Занятие №20 Разрабатываем фотозоны.
Лучшие работы реализуются (не более 2-х), выдаем грамоты за победу.
Что нужно для занятия:
- эскизы
- примеры
- бумага дизайнерская для плоской реализации фотозоны.
- Фетр - Двусторонний скотч - разная мелочь для деталей
Занятие №21(22) Интерьерная фотостудия.
Занятие проходит в интерьерной фотостудии. Рассказать правила поведения в студии, основы работы с оборудованием, какое оно может быть. Рассказать про вспышку и синхронизатор. Цель - получить красивые студийные фотографии учеников. Ученики сами выступают в роли модели и фотографа.
Создаем групповое фото. Обращаем внимание на освещение, ракурсы, планы (ближний-дальний), графичность экспонатов (ритмы, фразы, связь по контуру и др.), цветовые эксперименты, сочетание несочетаемого (как с графикой и с др.), рисование на экспонатах, одежде, «бодиарт» и др На Новый год это может быть даже просто поиск конструкций «чудотворных» силуэтов...
Что нужно:
- фотоаппараты
- Студия
- детям заранее сказать о сменной обуви и одежде для фотосессии.
До занятия предупредить детей за 2 недели. За неделю раздать записки Примерный текст записки: «Занятие ___ будет проходить (или переносится на ____ и будет проходить) в фотостудии _______ по адресу ________. Встречаемся в студии в _____ (пишите время за 20 минут до начала занятий). С собой обязательно сменная обувь, по желанию нарядная одежда, фотоаппараты. И ваш телефон ________.»
Накануне отправить смс о времени и месте занятия.
Занятие №23 Фотографируем краску в воде.
Показать примеры.
Учимся фотокусироваться и ловить момент для фотосъем
ки..
В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Если кто-то закончил раньше, сделать отбор и попробовать обработать, используя имеющиеся знания
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты
- примеры фото
- Емкости (прозрачные вазы, тарелки)
- краски (гуашь, акварель, ПИЩЕВЫЕ КРАСИТЕЛИ)
Занятие №24 Занятие в компьютерном классе. Обрабатываем фотографии со студии. Создаем новогодние открытки. Готовим их к печати. Открытки в готовом виде А5 или 150х150мм
Рассказать о том как подготовить открытки к печати, как перевести RGB в CMYK
Занятие №25 Фото через стекло с каплями. Точка фокуса.
Показать примеры.
Что бы капли со стекла не скатывались, использовать глицерин. фотографируем предметы и портреты.
В течение занятия фотографии скидываются на компьютер преподавателя и распределяются по папкам учеников. В конце занятия общий просмотр.
Если кто-то закончил раньше, сделать отбор и попробовать обработать, используя имеющиеся знания
Что нужно для занятия:
- фотоаппараты
- стекло 1 шт на 2 человек
- Вода, глицерин (2-3 бут), разбрызгиватель (2-3 шт)
- Цветы, муляжи фруктов
- свечки, зажигалка
- фонарики
Занятие №26 Ракурс сверху (Flat Lay).
Показать примеры. Учимся правильно создавать плоскостную композицию.
Фотосъемка в стиле FlatLay.
1. Контраст теплого и холодного (Разница в температуре оттенков создаёт атмосферу неоднозначности и непонятности, поэтому температурный контраст часто используется в стилизации Востока, ведь он окутан тайной и все же такой яркий.
2. Черно-белое (Черно белая фотография, как известно, более авторитетна. Может, от возраста, а может, от того, что все мэтры так или иначе снимают в монохроме.
3. Выделяем главное. (Важно понимать, что кадр — это не просто набор случайных объектов.
4. Всего 2 цвета. Используем только 2 цвета
5. Повторение форм
Если кто-то закончил раньше, сделать отбор и попробовать обработать, используя имеющиеся знания
Что нужно для занятия:
-- Листы, формата А3 (плотные)
- Специи, чай, кофе, морские штуки, листья, кора, ракушки, ветки, камни.
- фотоаппараты.
- штатив.
Занятие №27 Занятие в компьютерном классе.
Работаем в фотошоп. Обрабатываем получившиеся фотографии с творческих фотосессий.
Создаем несколько (2-3) коллажа по темам занятий Рассказать о создании коллажа, на что обратить внимание. Определяем формат (А4), рисуем схему, находим место под название. Рассказать основы работы с текстом.
Темы:
- Свет и цвет. Фризлайт.
- Портрет (можно сделать несколько страниц)
- Натюрморт
- Минимализм в фотографии
Что нужно:
- текстуры на А4 (делают сами в начале занятия)
- Фотографии с занятий
- ключевые слова на доске написать
- фото по истории фотографии каждому в коллаж.
- фоны и скраб наборы на каждом компьютере.
Ключевые слова можно использовать при создании колла
жа:
Свет и цвет: свет - искусственный, естественный, студийный, рисующий, заполняющий, фоновый, яркий, приглушенный; цвет - теплый, холодный. Фризлайт.
Портрет: правила кадрирования, фокус на глазах, позирование, эмоции, идея, стиль, аксессуары, стилизованная фотосессия, модель,
Натюрморт: композиция (правило третей, статика/динамика, к плоскости, ритм, кадровая рамка), идея, натюрморт, реквизит, фон, стилистика и др.
Минимализм: 10 советов (перечислить).
Занятие №28-29 Двойная экспозиция (в PS или попробовать сфотографировать).
Двойная экспозиция это наложение одного снимка на другой с иллюзией однородности и совмещения. Такой эффект достигался повторным фотографированием на тот же кадр пленки без перемотки.
1. Для дальнейшей обработки снимка нам понадобится отделить портрет от фона (на прозрачный фон)
2. Находим картинку с пейзажем и перетаскиваем ее в рабочую область Фотошопа на редактируемый документ.
3. Нам необходимо добиться отображения пейзажа только на модели. Для этого зажимаем клавишу ALT и кликаем по границе между слоями. Курсор при этом должен поменять форму.
4. Как видим, теперь пейзаж повторяет контуры модели. Это называется «обтравочная маска». Картинку с пейзажем при необходимости можно переместить, растянуть или повернуть.
5. Нажимаем сочетание клавиш CTRL+T и производим нужные действия.
6. Дальнейшие действия потребуют немного внимательности.
6.1. Нужно перейти на слой с моделью и создать его копию сочетанием клавиш CTRL+J.
6.2. Затем перейти на нижний слой и перетянуть его в самый верх палитры.
6.3. Режим наложения для верхнего слоя необходимо поменять на «Экран».
6.4. Для усиления контраста (проявления деталей) применим корректирующий слой «Уровни» и немного затемним верхний слой.
6.5. В окне настроек слоя нужно нажать на кнопку привязки.
6.6. Затем переходим в палитру слоев, кликаем правой кнопкой мыши по слою «Уровни» и выбираем пункт «Объединить с предыдущим». http://lumpics.ru/double-exposure-in-photoshop/
Что нужно для занятия:
- портреты учащихся
- подборка фонов, фотографий природы, космоса и др (могут сами выбрать в интернете на занятии)
Занятие №30 Создаем образ.
Необходимо создать эмоциональный образ. Учимся использовать грим и аксессуары. Можно пригласить на занятие модель из детского модельного агентства. Работаем в фотозоне со студийным светом. Как взаимодействовать с моделью, как работать со светом (повторить). Модель должна рассказать о позировании. Объяснить модели, что ребята не профессиональные фотографы, только учатся и очень нужна ее помощь. Работаем в группах, одна группа с моделью, другая фотографируют друг друга
Варианты: Арлекино, Эльф, безумный шляпник, Снежная королева. Алиса. Гном, Белоснежка, Ведьма, Пират, Шрек, Фея, Пьеро, Алиса и кот Базилио, Цыганка, Леприкон и др. Немного про актерское мастерство, позирование. Фотографируемся в фотозонах. Можно фотографировать, на фоне включенного проектора.
Что нужно:
- фотоаппараты
- грим
- аксессуары/шляпы
Занятие №31 Занятие в компьютерном классе.
Работаем в фотошоп. Обрабатываем получившиеся фотографии с творческих фотосессий.
Создаем несколько (2-3) коллажа по темам занятий Рассказать о создании коллажа, на что обратить внимание. Определяем формат (А4), рисуем схему, находим место под название. Рассказать основы работы с текстом.
Темы:
- Свет и цвет. Фризлайт.
- Портрет (можно сделать несколько страниц)
- Натюрморт
- Минимализм в фотографии
Что нужно:
- текстуры на А4 (делают сами в начале занятия)
- Фотографии с занятий
- ключевые слова на доске написать
- фото по истории фотографии каждому в коллаж.
- фоны и скраб наборы на каждом компьютере.
Занятие №32 Создание простых Gif роликов.
Создаем простые gif ролики в программе Photoshop/
Тема: Новый год
Ученики сами рисуют сюжет в фотошоп.
Занятие №33 «Зачет», фотографируем на разные темы. Вспоминаем все что изучили на курсе. Ученики вытягивают карточку с темой и делают соответствующий кадр. Фотографии можно обработать на компьютере. В конце занятия просмотр и голосование за лучшую работу (три критерия: нравится/не нравиться, композиция, соответствие заданию). Первые три места – грамоты. Подсчет голосов проводится к следующему занятию.
Что нужно:
- карточки с заданием
- фотоаппараты
- листочки для голосования
Занятие №34 Подведение итогов полугодия.
Раздаем открытки, оформляем конверты для открыток , подводим итог зачета. Смотрим лучшие фотографии, сделанные на занятиях и репортажные фото о том, как проходили занятия. Чай и пироженные. Рассказать, что будет после Нового года
Что нужно:
- открытки/магниты
-подборка фотографий с курса.
- грамота за успешную сдачу зачета.
- чай/пироженные.
Каникулы
Общие рекомендации для всех занятий:
1. На компьютерах работаем в своих папках, созданных ранее (компьютер закрепляется за учеником, на всех занятиях работать за одним компьютером).
2. Файлы с итоговыми файлами (для печати) складывать в отдельную папку.
3. Напоминать о переводе текста в кривые и сохранении в версии корел не позднее 16-ой.
4. На всех работах ставим копирайт © (Alt+0169)
5. На занятия где фотографируем, напоминать приносить фотоаппараты.
6. На всех занятиях, на которых начинается новая тема показывать примеры.
7. Во время сканирования работ учащиеся должны сканировать самостоятельно. Т.о. к конце курса учащиеся должны научиться сканировать изображения.
8. Все работы распечатываются и отдаются ученикам.
КОМПЬЮТЕРНАЯ
Раздел №2
ГРАФИКА
Занятие №35 Знакомство с программой CorelDraw.
Изучаем интерфейс программы.
Рассказать про CMYK и RGB. JPEG, PNG.
Рассматриваем основные инструменты. Простые фигуры.
Выделение объекта, удаление, перемещение, изменение пропорций.
Лупа (приближение и удаление к объектам).
Использование вспомогательных линий.
Задание №1
Нарисовать стол, стул, окно только из прямоугольников (на задание 5-6 минут).
Изучаем как сохранять, импортировать, экспортировать.
Дублирование объекта (свободное, по вертикали, по горизонтали).
Инструмент заливка.
Порядок (на передний, задний план).
Задание №2
Нарисовать лестницу, книжную полку с книгами (на задание 5-6 минут).
Задание №3
Нарисовать животное, используя две простые фигуры на выбор, можно жеребьевкой (круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник, треугольник).
Животное должно быть графичным.
Занятие №36 Изучаем программу CorelDraw.
Поворот объекта (от центра, от назначенного центра). Дублировать объект от назначенного центра. Группировка объектов. Дублирование относительно центра.
Задание№1
Нарисовать метлу или цветок. ( время выполнения 7 минут)
Инструменты: линия, прямая через 2 точки, кривая Безье. Моделирование форм: объединение, подрезка, пересечение, выравнивание, скругление углов, построение дуг. Заливка. Виды заливок: обычная, фонтанная, узором, текстурой.
Задание№2
Рисуем поезд (время выполнения 7 минут)
Созданию абстрактных фонов.
Задание №3
Создаем абстрактные фоны, используя следующие инструменты: объединение • подгонка • исключение • стандартные фигуры градиенты • тень искажение и перетекание стандартных фигур
Занятие №37-38 Работа с текстом.
Инструмент «Текст».
Фигурный шрифт.
- Набор текста.
- Изменение размера, подбор шрифта.
- Выделение.
- Изменение цвета.
- Поворот, дублирование.
- Текст вдоль пути.
Задание №1:
Используя буквы алфавита создать декоративный элемент (правило трех-компонентности в размере и цвете).
Задание №2:
Делаем закладку (размер 50х200мм) 1. Делаем шрифтовую композицию и в конце занятия рисуем эскиз второй стороны 2. Рисуем оригинал 2 стороны, сканируем и обрабатываем в фотошоп. Добавляем в макет к шрифтовой закладе. Ставим копирайт.Для занятие нужна подборка слов (ребята могут использовать свои слова, а могут стандартные). Установленные на компьютерах разнообразные шрифты.
Переводим текст в кривые.
Занятие №39
Визитка 1 часть.

Показать примеры, правила размещения информации на визитке.
Эскизируем (делаем 2-3 варинта, можно опоясывающая композиция, можно использовать силуэт), рисуем на заготовках визиток (90х50мм, белые плотные листы.) Создаем орнамент, принт (рассказать, что такое принт).
Вспоминаем 1 курс. Рисуем очень аккуратно.
В конце занятия сканируем заготовки.
Для занятия нужно:
Заготовки для визиток 90х50 мм (белые, плотная бумага) Бумага для эскизов А5 Гелевые ручки (черные)
Занятие №40
Визитка 2 часть.

Обрабатываем в PS сканированные фоны для визиток. (кадрируем, кривые, добавляем цвет, при необходимости).
В CorelDraw добавляем текст, подбираем шрифт, размер, компануем.
Визитки печатаем каждому в количестве 24 шт.
Занятие №41
Открытка (часть 1).

Фотографируем. Делаем фотооткрытку к 8 марта. (Каждый ребенок делает 2-3 вида открыток)
Фотографируем опоясывающую композицию из живых цветов, на текстурном фоне.
Что нужно: - фотоаппараты - живые цветы - текстурные фоны (под дерево, лен, разных цветов) - мелкие элементы, ленты, банты и др.
Занятие №42
Открытка (часть 2).

Обрабатываем открытку в PS, добавляем поздравительный текст.
Переносим в корел, готовим к печати.
Готовая открытка размером А5 или 15х15.
Занятие №43
Блокнот 1 часть.

Рассказать о фирменном стиле (пробуем придумать свой стиль).
Мастер-класс по акварели по мокрому. Создаем фон для обложки блокнота.
Рисуем эскизы (3-4 эскиза).
Темы:
- Растения
- Город
- Имя (инициалы)
- свободная
Вспоминаем правила композиции: активный силуэт, доминанта, тон, заливка, поддержка цвета и формы. Композиция наполненная. Расположение элементов по плановости. Ассоциативное мышление. Фантазийные мотивы.
Для занятия нужно:
Акварельная бумага (формат А5)
Акварельные краски
Кисти Бумага для эскизов А5
Гелевые ручки (черные)
Занятие №44
Блокнот 2 часть.

Дорабатываем обложку блокнота.
Переносим изображение с эскиза на акварельный фон.
Рисуем качественную графику (упор на качество линий и элементов).Сканируем обложку.
Занятие №45
Блокнот 3 часть.

Обрабатываем обложку в PS и CorelDraw.
Напомнить о цветокоррекции в PS, инверсия.
Рассказать о трассировке объектов в корел.
Можно добавить текст.
Оформляем оборот обложки (фон + лого РК).
Обложки печатаем на льне. Внутри листы (белые, акварельные, можно любые цветные), твердрый переплет, пружина.
Занятие №46
Рисуем силуэт кривыми Безье.

Замкнутый контур.
Выбираем из нескольких образов.
Бабочка, олень, Стрекоза, Лошадь, Собака, кошка или др.
Задача получить максимально похожий силуэт. Можно добавить цвет.
Занятие №47-49
Реклама как история, комикс, сказка.

Делаем стрипы, формат А5 (можно двухсторонний, можно односторонний).
Смотри презентацию по комиксам.
Придумываем сюжет. Тема: хорошо бы сделать рекламный комикс! Но если это будет сложно, то можно сделать комикс с какой-то идеей, креативный. Пишем текст 4-5 предложений.
Рисуем эскизы истории (персонажи, диалоги, среда).
Еще раз про замкнутые линии.
2. Делаем макет для эскиза. Выбираем формат (А5 двухсторонний или односторонний). Рисуем эскиз, где что будет. На доске нарисовать схематично пример.
Для каждой фразы/мысли сканируем свой рисунок/иллюстрация.
Крупный план/ средний / общий.
3. Как сделан эскиз верстки, рисуем на отдельном листе комикс
4. Сканируем.
Обрабатываем в PS, добавляем цвет.
В корел делаем разметку страницы, направляющие. Обязательно по 5 мм с краев оставлять поля, на которые не должны заходить текст и важные элементы.
Занятие №50
Фотосъемка животных.
Показать примеры, рассказать об особенностях фотосъемки животных. Как выбирать ракурс, точку фокуса. Фотографируем без вспышки. Желательно на улице Цель - научиться работать (фотографировать) с животными. По возможности - участие в фотоконкурсе. Например, контактный зоопарк или приносим из дома своих животных (по согласованию) или договориться с приютом, или поездка в зоопарк (если позволяет погода)
Занятие №51
Отбираем и обрабатываем фотографии.
Одно фото печатаем в магнитную рамочку.
Что нужно:
- фотоаппараты
- животное
Заранее договориться с хозяевами собачек и составить расписание фотосессий.
Занятие №52-53
Рисуем Портрет словами.

В корел отрисовываем портреты (свой портер, известные личности, изображения животных) словами. (по кривым Безье, прямым текстом, текстом с поворотом). Или в фотошоп делаем такой типографический портрет. https://photoshop-master. ru/lessons/effects/delaem-tipograficheskiy-portret-v-fotoshop.html
Показать примеры портретов.
Можно отрисовывать свои фотографии, можно взять фото актеров, музыкантов или изображения животных.
Изображение может быть ч/б или цветным.
Занятие №54-55
Репортаж.
Выездное занятие для всего курса (совместно с 4) В форме фотоквеста. Занятие объединено одной темой (например Уличное искусство или др.)
Или
Фотографируем в магазине/салоне (например, книжный магазин, цветочная лавка, магазин хобби, лучше, чтобы магазин был большой). Цель научиться делать репортажные фотографии/ фотографии, отражающие суть книжного (или другого) магазина. Сделать фотографию, которую можно использовать для продвижения события/магазина в соц. сетях. С магазином или организаторами события можно договориться о проведении конкурса на лучшую фотографию. Цель - научиться фотографировать событийный репортаж. Передавать суть события не большим количеством кадров. Фотографии обрабатываются в Photoshop или Lightroom.
Что нужно:
- фотоаппараты
- Место съемки репортажа (СОБЫТИЕ)
- место съемки (магазин)
- сопровождающий
- четкая организация процесса.
Занятие №56-57
Разработка фирменной эмблемы.

Желательно реальный заказчик.
1. Пишем ключевые слова (проговариваем).
2. Формы ассоциации и, представляем, что ощущаем в этот момент.
3. Выбираем вид композиции (сквозная, опоясывающая, с выходом за плоскость)
4. Делаем несколько for-эскизов, очень быстро, 1-15 минут на задание.
5. Просматриваем и выбираем лучший вариант у каждого.
6. Детально прорабатываем на листке.
7. Сканируем, обрабатываем в PS, в корел (трассируем изображение, «доводим до ума»).
8. Создаем флаг с эмблемой.
9. Проводим конкурс на лучшую работу. Три номинации: голосование в школе, интернет-голосование (группа В Контакте), выбор заказчика. С призами и грамотами победителям.
Занятие №58-60
Делаем журнал о школе дизайна Рыжий кот.

Тема: о курсах школы или о профессии дизайнера.
Каждый выбирает профессию дизайнера: - дизайнер график (художник) - иллюстратор - декоратор - дизайнер одежды - фотограф - графический дизайнер - аниматор - web-дизайнер - дизайнер интерьеров.
Выбирают понравившееся занятие в школе дизайна Рыжий кот.
Рисуем образы дизайнера (в графике). Используем только 2 цвета: черный и красный (красный может быть заменен на любой другой). Сканируем, обрабатываем.
Все участвуют в создании единой композиции (на рулоне бумаги рисуем принт), должно быть примерно 2 метра.
Плоскостная композиция (изображаем соответствующие профессии предметы.)
Эта композиция будет размещена на обложке журнала.
Каждый делает верстку страницы журнала используя свой рисунок, фотографии и текст. Смотри папку к занятию.
Администратор собирает все в единый журнал (со всех филиалов).
В журнал добавляются другие работы, фотографии с занятий.
Возможно использование другой темы.
Занятие №61-63
Фотографируем для афиши.
Афиша для театра. или Создаем абстрактный постер на разные темы.

Нужно договориться с театром. Лучше выбрать несколько спектаклей.
Или делаем постер для мультфильма или фильма, которые идут в кинотеатрах. В этом случае нужно посмотреть мультфильм. (Возможен перенос занятия, в соответствии с расписанием сеансов).
Или постер на абстрактные смешные темы. Темы придумываем совместно с детьми.
Рассказать о композиции при дизайне афиш/постеров.
Рисуем эскизы. Выбираем лучший вариант среди эскизов. Его и реализуем.
В итоге организуется выставка.
Занятие №64-66
Оформление своего профиля в инстаграм

Фирменный стиль
1. Оформляем иконки (аватарка, актуальные сторис)
2. Оформляем посты.
3. Делаем бесконечную ленту (показать как в фотошоп быстро разделить ленту на квадраты/посты)
Показываем приложения для обработки фото и создания видео.
Занятие №67-68
Фотографируем на улице.

Фотографируем. Пейзаж. Панорама.
Рассказать о правилах фотосъемки пейзажа. Фотосъемка проводится как с рук, так и со штатива.
Объяснить зачем снимать панораму со штатива и на зеркальный фотоаппарат, если есть мобильные, которые делают панораму автоматически.
Сделать несколько панорамных снимков (в идеале, каждый ученик делает одну панораму)
На занятии №68 обрабатываем панорамы и фотоснимков природы в PS. Показать как собирать панораму в фотошоп из нескольких кадров.
Что нужно:
- фотоаппараты
- штатив (-вы)
Для тех, у кого на занятие выпадает выходной (майские праздники), предложить присоединиться к другой группе.
Занятие №69-70
Делаем календарь на следующий год.

Формат А3. Рассказать как можно расположить календарную сетку при вертикальном и горизонтальном календаре.
Календарь делаем на основе панорамной фотографии.
Что нужно:
Календарная сетка в корел.
Занятие №71-72
Доделаем то, что не успели доделать.
Чистим папки. Выбираем фото из альбомов ВКонтакте с 1 и 2 курсов.
В папках должны остаться только файлы формата jpeg (фотографии и работы ребят)
Занятие №73
Смотрим фотофильмы (слайд-шоу).

Подводим итоги.

Пьем чай с пироженными.

Показать ролик о 4 курсе и слайд шоу, рассказать, что будут делать в следующем году.
Итог
К концу курса «Фотография. Компьтерная графика» ученики должны знать законы композиции применимые к фотографии и компьютерному дизайну, какие инструменты они могут использовать для реализации своей идеи, знать жанры фотографии и направления в дизайне.
Уметь настраивать фотоаппарат в ручном режиме, пользоваться студийным светом, выстраивать световые схемы для фотосессии, придумывать образы для фотосесиий и воплощать их в жизнь, позировать и работать с моделью, фотографировать в различных жанрах (портрет, натюрморт, репортаж, городская архитектура, природа и др.). Уметь работать в графических программах, обрабатывать фотографии и создавать дизайн-макеты, работать в команде над определенной задачей.
Занятия на замену (можно объединять с занятиями курса) 1. Фотографируем тени.
2. Фото на фоне видеоряда.
3. Как сделать фотографию в людном месте без людей?
Для того что бы сфотографировать установите фотоаппарат на штатив, и сделайте в ручном режиме настроек несколько десятков фотографий с идентичными параметрами диафрагмы, ISO, выдержки. Автор совета делал 25 фотографий за 15 минут. Потом в фотошопе выберите File > Scripts > Statistics. В диалоге «Choose Stacks Mode», выберите «Median.» После этой процедуры фотографии будут выглядеть без единого человека, а все эти туристы будут удалены с вашего фото. Удачного фото!
Занятие
Инографика.

Рассказать что такое инфографика, где используется. Показать примеры.
Задание сделать свое резюме в стиле инфографики.
Информация, которая должна быть в резюме: Имя, Фамилия, что знаю, что умею, что нравится, чем хочу заниматься в будущем, награды, телефон или e-mail и др.