Правило №1
Важность участия взрослого.
Малыш активен только тогда, когда активна мама.
Самые ценные люди для подражания — это близкие взрослые члены семьи малыша. Педагог на втором месте, а ровесники только к трем годам приобретут ценность.
Будьте всегда рядом, чтобы вовремя успеть подстраховать, подбодрить, проскакать рядом, показывая пример активности. Не нужно насилия, необходимо приложить все усилия, чтобы привлечь внимание малыша, предлагая перейти к следующему упражнению.
Каждое упражнение мама должна комментировать. Объяснить образ, форму, цвет. Куда ставить ножку, ручку. Постепенно формируется связь движения с командой о его выполнении.
А если встала мама, то встал и малыш, а ещё точнее побежал туда, куда глаза глядят, как на детской площадке. А ведь одна из важных задачь, которую мы ставим для себя: Показать малышу, что в обществе существуют «Правила»!
Малыш без присмотра представляет опасность не только для себя, но и для других членов группы. Не говоря уже о том, что за неслухом хочется и всем остальным. Один балующийся малыш отвлекает внимание всей группы.
Ошибка №1
Пытаться докричаться до малыша через весь зал, давать словесную команду издалека.
Он, скорее всего, не захочет услышать, раз уж заинтересовался чем-то другим.
Подойдите, позовите его на ушко необычной для него интонацией. Подхватите его на руки, привлеките внимание к себе, а затем предложите выполнить упражнение.
Ошибка №2
«Мой малыш это уже умеет делать!» — говорит мама.
А на самом деле: «Нет предела совершенству!»
«Я всё знаю!» — главная фраза, препятствующая развитию и обучению.
Ошибка №3
«Нам, наверно, ещё рано. У него не получается…» — говорит мама.
На самом деле: даже если малыш отвлекается и, казалось бы, не смотрит туда, куда надо, информация копится у него в сознании. Формируется мышечная память.
То, что сегодня малыш делает с помощью мамы, завтра сможет сделать сам. И, естественно, чем больше сегодня «вместе», тем больше завтра будет «сам».
Правило №2.
Движение по залу только в заданную сторону.
Встречное движение опасно столкновением. Даже если малыш хочет повторно пройти упражнение, то возвращаться к началу надо по полу рядом. По снаряду только в заданном направлении. Даже если малыш по первости будет высказывать неудовольствие, так только потому, что ещё не понял правил.
Правило №3.
Когда ведём ребёнка по залу СЗАДИ-СБОКУ
Мама, стоя сзади и чуть справа, левой рукой обнимает малыша за грудку, пропустив руку под мышкой. Наклонившись, правой рукой, помогает передвигаться ножкам малыша.
Сначала мама правой рукой постукивает по полу, привлекая внимание малыша к пособию.
Затем правой рукой берёт ножку малыша и ставит как надо.
Выполнив 3 — 4 движения, на пятое мама рукой только показывает, куда нужно поставить ногу. Даёт несколько секунд малышу для выполнения движения самостоятельно. И, если необходимо, снова помогает передвигать ножку, периодически предлагая малышу выполнить движение самому.
На «горизонтальной или наклонной лесенке» нужно так же, поддерживая одной рукой под мышку, идти сбоку вдоль лестницы. Малыша вести максимально близко с собой, чтобы не потерять равновесие. Иначе, какая же Вы поддержка, если сами в любой момент можете потерять равновесие. Другая мамина рука постукивает по перекладине лестницы, показывая малышу, куда ставить ножку. («Как белка: с ветки на ветку»)
Ошибка №1 Не тяните плечи ребёнка назад, не опирайте спину ребёнка себе на ноги.
Потому что заваленный назад ребёнок:
— теряет равновесие из-за смещения центра тяжести
назад, а поэтому малыш не владеет своими ногами.
— не видит своих ног и не знает, что с ними делать.
Ошибка №2 Не поддерживать одной рукой под грудь, а двумя руками передвигать обе ножки малыша.
Если в этот момент малыш решит куда-нибудь пойти, то просто упадёт навзничь, потому что обе его ноги в Ваших руках.
Правило №4.
Когда ведём ребёнка по залу ЛИЦОМ К ЛИЦУ.
(Прыжки через полянку, топтание на кочках…)
Мама идёт спиной вперёд, держа малыша за две руки. Малыш держится за Ваш большой палец, а Вы четырьмя остальными обхватываете запястья малыша. Таким образом, не малыш за Вас держится, а Вы его крепко держите.
Психологические плюсы:
- когда ребёнок видит маму, ему спокойнее в чужом месте
- прыгая к маме, малышу легче оттолкнуться двумя ногами. Если мама стоит сбоку получается перешагивание
Плюсы безопасности:
- мама устойчиво стоит, а поэтому является надёжной поддержкой
- в таком положении самая надёжная сцепка рук
- тело ребёнка вертикально, а, следовательно, центр тяжести устойчив и ребёнок чувствует свои ноги. Всегда сможет сбалансировать, потеряв равновесие.
Плюсы обучения:
- мама ограничивает скорость передвижения малыша,
- мама контролирует качество выполнения движений,
- движения мамы служат примером.
- мама, отпустив одну руку малыша, может постучать по предмету, привлекая к нему внимание или помочь ножкам. Вторая рука поддерживает малыша от падения. Затем снова, взяв за две руки, продолжить движение по залу.
Правило №5.
Когда ведём ребёнка по залу СБОКУ ЗА РУКУ.
(Двигаясь по «горкам»)
Ваша поддерживающая рука должна находиться впереди ребёнка, чтобы опора у ребёнка была спереди. Сами же Вы должны иметь устойчивую позицию.
Ошибка №1 Желая придержать бегущего малыша, мама тянет руку назад, разворачивая при этом плечо назад.
Подумайте сами: удобно ли выполнять и без того трудные упражнения, двигаясь со скрученным туловищем.
Правило №6
Дублировать слова педагога не нужно.
Если будут говорить одновременно несколько человек, кто-то, обязательно, начнёт говорить запаздывая, либо опережая, либо ошибаясь — в ушах малыша образуется какофония из звуков. Команда педагога потеряет свою ясность.
А вот дома у Вас будет не только возможность, но и необходимость всё повторять.
Длительная память формируется только к трём годам. Чтобы дети раннего возраста начали пользоваться информацией, её необходимо повторять 4 раза в течение 2 недель.
Правило №7.
Малыш категорически отказывается что-либо делать
Пропустите этот снаряд, перейдя к следующему, или выполните близкое, похожее упражнение. Можно даже взять малыша на руки.
Но, постарайтесь идти в общем строю, чтобы малыш постепенно понял, что на занятиях есть определённые правила. Сами демонстрируйте удовольствие и увлечённость занятием. Это заразительно.
Правило №8.
Малыш раскапризничался.
Хорошо помогает выйти с малышом из зала. Смена обстановки отвлекает и помогает прийти в себя. И остальным это не будет мешать.
Правило №9.
Невольное программирование.
Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, малыш сначала смотрит на реакцию взрослого, и на основе этого составляет собственное мнение. Поэтому взрослый должен произносить вслух именно то, что хочет, чтобы малыш сделал.
Ошибка №1
«Ты устал!» — констатирует мама. И малыш, соглашаясь с ней, останавливается. Но ведь мама вовсе не хочет, чтобы малыш остановился. Поэтому правильнее произнести: «Сейчас отдохнём, и снова продолжим!» Такая формулировка подразумевает в перспективе действие.